Вход для пользователей



Статистика посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня358
mod_vvisit_counterВчера543
mod_vvisit_counterЗа этот месяц11700
mod_vvisit_counterВсего1037958
Печать E-mail

УТВЕРЖДЕНО

Решением Коллегии

Госкомимущества Республики Узбекистан

от 26 августа 2009 г. № 01/19-21


Основные направления развития оценочной деятельности в Республике Узбекистан

на период 2009 - 2015 годов

 

Настоящий документ разработан во исполнение пункта 6 Плана работы Государственного комитета Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом на I полугодие 2009 года, утвержденного Протоколом расширенного заседания Коллегии Госкомимущества Республики Узбекистан от 28 января 2009 г. №1.

 

Предисловие

Основные направления развития оценочной деятельности в Республике Узбекистан на период 2009-2015 годов разработаны в рамках реформирования оценочной деятельности, что, в свою очередь, является частью большой работы по осуществлению экономических реформ в республике.

Понятие оценочной деятельности и профессия оценщика появились в республике сравнительно недавно. Необходимость в них возникла благодаря тому, что в республике началась планомерная работа по переходу от административно-командных методов управления экономикой к рыночным. В этот переходный период именно государство взяло на себя ответственность главного реформатора.

В своей книге «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана» Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов особо отметил, что «Мы выбрали эволюционный подход в процессе перехода от административно-командной к рыночной системе управления, путь постепенных и поэтапных реформ, действуя по известному принципу: «не построив нового дома, не разрушай старый».

И что было особенно важным - для того чтобы не подвергаться влиянию стихии и хаоса, мы четко определили, что в переходный период именно государство должно взять на себя ответственность главного реформатора.

Там, где это диктовалось долгосрочными интересами страны и необходимостью разрешения и выхода из экстремальных ситуаций, применялись методы государственного регулирования, что в конечном итоге полностью себя оправдало».

Формирование правового государства и хозяйственного механизма на основе рыночных отношений является основной целью проводимых в настоящее время в республике реформ. Развитие рыночных механизмов предполагает в свою очередь формирование конкурентной среды во всех сферах экономики. Оценка различных видов имущества призвана способствовать решению этих вопросов.

Вопросы создания и развития правового государства включают в себя целый комплекс мер по обеспечению равных прав всем членам общества, включая имущественные права. Поэтому главнейшей задачей любого правового государства является защита этих прав и создание условий для их справедливой экономической оценки. В этом смысле настоящий документ отвечает установкам устойчивого развития ООН, сформулированным в Декларации тысячелетия (Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года, п.25).

Таким образом, развитие оценочной деятельности является неотъемлемой частью процесса реформирования экономики и создания правового демократического государства в Республике Узбекистан.

В связи с развитием рыночной инфраструктуры в Республике Узбекистан за прошедшие годы оценочная деятельность прошла путь становления и в настоящее время сформировалась в самостоятельную область экономики. Сформирована система государственного регулирования оценочной деятельности, основанная на Законе об оценочной деятельности. Она включает в себя лицензирование юридических лиц, сертификацию физических лиц, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.

В Республике Узбекистан сформирована необходимая законодательная база в сфере оценочных услуг и созданы экономические условия для их активного развития. Оценочная деятельность в Республике Узбекистан за последние годы достигла вполне конкретных и значимых результатов. Вместе с тем, социальные и экономические условия не стоят на месте, оценочная деятельность как профессиональный вид деятельности должна отвечать текущим потребно­стям проводимых экономических реформ. Анализ текущего состояния и перспектив отечественной практики показывает, что ближайшие годы должны характеризоваться углублением качественной стороны оценочной деятельности. Особенно эти процессы важны в условиях мирового финансового кризиса.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2008 г. №ПП-843  «О дальнейшем совершенствовании деятельности оценочных организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг»,  поставлена задача совершенствования системы государственного регулирования оценочной деятельности и  развития оценки имущества, являющейся составной частью общего процесса реформирования  экономики Республики Узбекистан.

Вместе с тем, Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов заострил внимание на том, что «сосредоточивая все внимание, силы и ресурсы на борьбе с последствиями мирового экономического кризиса, укреплении финансово-банковской системы, оказании помощи предприятиям реальной экономики, создании новых рабочих мест и реализации мер по социальной защите населения, мы ни в коей мере не должны забывать о перспективе.

Говоря другими словами, мы должны думать о посткризисном периоде нашего развития, выработке глубоко продуманной долгосрочной Программы целевых проектов по модернизации и техническому обновлению базовых отраслей нашей экономики, внедрению современных инновационных технологий, призванных дать мощный толчок по выходу Узбекистана на новые рубежи, обеспечивающие конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке» (И.А. Каримов «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана»).

В связи с этим возникает настоятельная необходимость в создании программного документа, отражающего новые жизненные реалии и направленного на качественное всеобъемлющее структурное реформирование всей системы оценочной деятельности в республике.

Данный документ разработан на основе предварительно проведенного системного анализа, включающего в себя анализ оценочной деятельности как системы в целом, так и анализ каждого составляющего её компонента в отдельности. Также в ходе анализа использовался инструментарий SWOT-анализа.

Действие настоящего документа распространяется на всех субъектов гражданского права, в той или иной степени вовлеченных в процесс оценки или связанных с теми или иными вопросами оценочной деятельности.

Целью настоящего документа является дальнейшее (на 2009 - 2015 годы) развитие системы независимой оценки в русле проводимых в республике экономических реформ с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Республики Узбекистан на период 2009-2015 годов, повышение профессионального уровня и качества оценочных услуг, внедрение эффективных методов регулирования деятельности оценочных организаций в республике, выход отечественной оценки на международный уровень.

В соответствии с этой целью в данном документе сформулированы:

I. Факторы, требующие возрастающей роли оценочной деятельности в республике;

II. Подход к рассмотрению оценочной деятельности;

III. Основные задачи структурных преобразований в оценочной деятельности в целом и развития каждого компонента оценочной деятельности в частности;

IV. Направления и этапы развития системы оценочной деятельности.

 

I. Факторы, требующие возрастающего участия оценочной деятельности в системе проводимых в республике экономических реформ, в предстоящем периоде

В ближайшие годы ожидается возрастание роли и значения оценочной деятельности в системе экономических реформ, проводимых в республике. Это продиктовано тем, что развитие целого ряда сфер экономики потребует непосредственного участия оценочной деятельности, выражающегося в результатах оценки. Такими факторами являются:

  • Развитие реального сектора экономики.
  • Развитие банковского сектора.
  • Рост объемов иностранных инвестиций.

Повышение качества приватизации и повышение эффективности управления государственным имуществом.

  • Развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования.
  • Развитие страхования.
  • Развитие системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
  • Совершенствование системы налогообложения.
  • Совершенствование исполнительного судопроизводства.

 

II. Подход к рассмотрению оценочной деятельности

В работе над документом использован подход, который в экономической литературе называется системным подходом. Системный подход - это подход, использующий принципы системного анализа. Системный анализ - это методология решения проблем, основанная на взгляде на тот или иной процесс как на систему. Исходя из этого, оценочная деятельность рассматривается как единая система взаимосвязанных и взаимозависимых составных компонентов, каждый из которых в отдельности необходим, а все вместе они являются достаточными для её функционирования. Ядром системного анализа является операция количественного сравнения альтернатив с целью выбора альтернативы для реализации на практике. Сделать это можно, только если учтены все необходимые элементы и даны правильные оценки каждому элементу. Другими словами, это означает всесторонний учет всех обстоятельств.

Выделяемая этим определением некоторая целостность и носит название системы. Таким образом, система есть то, что решает проблему. Проблемой же называется ситуация, характеризующаяся различием между требуемыми и  существующими результатами. Суть данного вопроса состоит в том, что существующий результат выдает существующая система. Соответственно, требуемый результат может выдать только требуемая система, но не как не существующая. Было бы ошибкой пытаться получить от существующей системы требуемый результат, который она заведомо не может выдать.

Фактически, проблема представляет собой разрыв между существующей и требуемой системами. Ликвидация этого разрыва и есть решение проблемы. Следовательно, для того чтобы получить требуемый результат, необходимо, прежде всего, изменить существующую систему до такой степени, чтобы она была в состоянии выдавать требуемые результаты. Соответственно, попытка решить проблему путем изменения только одного или нескольких элементов системы ни к чему не приведет.

Все вышесказанное в полной мере можно отнести к оценочной деятельности. До настоящего времени попытки улучшить состояние оценочной деятельности носили фрагментарный, бессистемный характер, что, соответственно, находило свое отражение в получаемых результатах. Это происходит потому, что пока не будет понятно, как функционирует система как целый, живой организм, никакие знания о составляющих ее элементах не дадут полной картины этого функционирования. Соответственно, не будет возможности результативно воздействовать на систему с целью решения поставленных задач.

Настоящий документ призван способствовать принятию системного подхода при разработке, внедрении и улучшении результативности национальной системы оценки. Для результативного функционирования системы необходимо идентифицировать многочисленные взаимосвязанные между собой её элементы и управлять ими. Чаще всего выходной параметр одного элемента является непосредственным входным параметром другого элемента. Преимущество системного подхода состоит в обеспечении непрерывного управления связями между элементами системы, а также комбинациями этих элементов и их взаимодействиями. Каждый из элементов системы играет свою существенную роль при формировании выходных параметров системы. В связи с этим большое значение приобретает обратная связь между выходным и входным параметрами системы на предмет сравнения фактического выходного параметра с его требуемым значением и, соответственно, для управления по ликвидации возникшего расхождения.

Вторым существенным моментом при работе над документом было рассмотрение оценочной деятельности как объекта управления. До настоящего времени отсутствует система управления оценочной деятельностью. Отсутствует орган управления данной системой. Роль государства в системе оценочной деятельности ограничивается функциями лицензирования, сертификации и контроля за соблюдением законодательства. Управлением же каждым элементом системы в отдельности и системой в целом никто не занимается. Каждый из элементов системы оценочной деятельности решал свои задачи в отрыве от целей и задач системы в целом. Это не могло не сказаться на результате работы системы оценочной деятельности, то есть на качестве оценочных услуг.

Исходя из этого, в документе предложен подход к оценочной деятельности как к объекту управления. Предложен управляющий орган всей системы. Предложен подход к управлению системой. Данный подход носит в теории менеджмента название управление по результатам. Суть данного подхода в управлении заключается в сочетании трех управленческих действий: определение результатов работы системы оценочной деятельности в республике в целом, организация управления системой оценочной деятельности по складывающейся ситуации, организация контроля за результатами на основе сравнения фактических и требуемых результатов работы системы оценочной деятельности. По результатам этих трех действий принимается решение о совершенствовании как отдельных элементов системы, так и самой системы в целом с учетов ее внутренних и внешних связей.

III. Развитие оценочной деятельности как системы

Основные направления развития оценочной деятельности как системы:

1. Развитие каждого из элементов (компонентов, составных частей) оценочной деятельности, включающее в себя:

  • развитие законодательной базы оценки;
  • развитие методологической базы оценки;
  • развитие субъектов оценки (оценочных организаций, включая собственно оценщиков);
  • развитие источников информации, необходимой для проведения оценки;
  • развитие лицензирующего органа;
  • развитие подготовки и повышения квалификации оценщиков учебных заведениях;
  • развитие профессиональных общественных организаций;
  • развитие заказчиков оценки (включая государство);
  • развитие пользователей результатов оценки.

2. Развитие системы оценочной деятельности в целом, включающее в себя:

  • сведение целей развития каждого элемента в единую цель развития системы оценочной деятельности;
  • развитие связей между элементами внутри системы оценочной деятельности;
  • развитие связей между системой оценочной деятельности и смежными сферами (бухгалтерский учет, аудит, финансовая отчетность, кадастровая деятельность, банковская деятельность, страхование и другие);
  • организация управления системой оценочной деятельности;
  • развитие системы оценочной деятельности в регионах республики.

IV. Развитие элементов оценочной деятельности

1. Элементы системы оценочной деятельности

Как и любая система, оценочная деятельность имеет свою структуру, состоящую из элементов (компонентов, составных частей). Основным фундаментом, на котором строится система оценочной деятельности в Республике Узбекистан, являются:

  • законодательная база оценки;
  • методологическая база оценки;
  • субъекты оценки (оценочные организации, включая собственно оценщиков);
  • источники информации, необходимой для проведения оценки;
  • лицензирующий орган;
  • учебные заведения по подготовке и повышению квалификации оценщиков;
  • профессиональные общественные организации;
  • заказчики оценки (включая государство);
  • пользователи результатов оценки (юридические и физические лица);
  • объекты оценки.

2. Развитие законодательной базы

2.1. Основные задачи развития законодательной базы оценочной деятельности

Основными задачами развития законодательной базы оценочной деятельности являются:

  • Системность в разработке и принятии норм оценочной деятельности;
  • Недопущение установления различными министерствами и ведомствами произвольных терминов, определений, понятий;
  • Недопущение принятия различными министерствами и ведомствами несогласованных, дублирующих или противоречащих друг другу норм;
  • Установление четких границ между оценочным и смежным законодательством;
  • Создание единой и непротиворечивой законодательной базы оценочной деятельности с учетом передового зарубежного опыта;
  • Существенное сокращение количества отсылочных норм и одновременное увеличение норм прямого действия.

2.2. Направления и этапы развития законодательной базы оценочной деятельности

Для решения поставленных задач необходимо:

В 2009 - 2012 годах:

  • Провести инвентаризацию законодательства об оценочной деятельности (включая нормативно-правовые акты смежного законодательства) с целью исключения противоречий между различными документами.
  •  По результатам инвентаризации внести изменения и дополнения в соответствующие нормативно-правовые акты. При этом исключить возможность неоднозначного понимания и вольного или двойственного толкования норм законодательства.

В 2013 - 2015 годах:

  • Привести положения, методики, инструкции, утвержденные подзаконными актами, в том числе постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан и ведомственными нормативными актами, в соответствие с требованиями Национальных стандартов оценки имущества.
  • Необходимо добиться структурирования законодательства об оценочной деятельности, чтобы применение норм проходило по схеме  «закон - стандарт - методическое руководство».
  • В нормы смежного с оценочной деятельностью законодательства должны быть введены ссылки на Национальные стандарты оценки имущества.

3. Развитие методологической базы

3.1. Основные задачи развития методологической базы оценочной деятельности

  • Основными задачами развития методологической базы оценочной деятельности являются:
  • Нормативное закрепление единства методологических подходов при выполнении работ по  оценке стоимости;
  •  Определение требований к важнейшим составляющим процесса оценки, а также ее результатам;
  • Унификация требований к составу, содержанию и формам представления документов, отражающих результаты оценки;
  • Воспроизводимость результатов оценки;
  • Определение объема технико-экономической информации, используемой при оценке;
  • Гармонизация национальных стандартов оценки имущества с международными стандартами оценки;
  •  Создание единой и адаптированной к экономике Республики Узбекистан целостной системы методологических подходов к оценке имущества и имущественных прав;
  • Создание четкого и однозначного понятийного аппарата, исключающего произвольную трактовку основных понятий и принципов оценки;
  • Создание упорядоченной информационной базы методологических документов;
  • Создание на государственном языке, а также перевод на государственный язык методологических и справочных документов.

3.2. Направления и этапы развития методологической базы оценочной деятельности

Для решения поставленных задач необходимо:

В 2009 - 2012 годах:

1. Провести инвентаризацию существующих методологических документов с целью:

  • устранения имеющихся противоречий;
  • признания утратившими силу устаревших и потерявших актуальность документов;
  • классификации документов по виду, направлению, ведомствам;
  • приведения их в соответствие с Национальными стандартами оценки имущества.

С целью исключения возможных противоречий с международными стандартами оценки на законодательном уровне закрепить обязательную методологическую экспертизу соответствующих методологических документов в Госкомимуществе, с учетом мнения профессиональных общественных объединений.

3. Осуществить гармонизацию Национальных стандартов оценки имущества с международными стандартами оценки.

4. Организовать выпуск и перевод на государственный язык методологических и справочных материалов.

5. Разработать следующие новые Национальные стандарты оценки имущества и методические руководства к ним:

  • оценка имущества в целях приватизации;
  • оценка бизнеса;
  • оценка недвижимости;
  • оценка транспортных средств;
  • оценка машин и оборудования;
  • оценка рыночной стоимости городских земель и сельскохозяйственных угодий;
  • оценка незавершенного строительства;
  • оценка недвижимости для целей налогообложения;
  • оценка нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности;
  • оценка ювелирных изделий, камней и драгоценных металлов.

В 2013 - 2015 годах:

1. Разработать следующие новые Национальные стандарты оценки имущества и методические руководства к ним:

  • оценка для целей компенсации при изъятии недвижимости для государственных нужд;
  • оценка ущерба и упущенной выгоды для различного вида имущества и имущественных прав;
  • оценка многолетних насаждений, в том числе плодово-ягодных культур;
  • оценка рыночной стоимости сельхозпродукции и животноводства;
  • оценка рыночной стоимости художественных ценностей и памятников архитектуры;
  • оценка влияния окружающей среды и факторов загрязнения;
  • оценка вклада арендатора в улучшения;
  • оценка обязательств;
  • оценка имущественных прав;
  • выбор подходов к оценке и согласование результатов оценки, полученных различными подходами;
  • идентификация объектов оценки.

2. Переработать сборники норм и правил ведомственного характера с целью приведения их в соответствие с современными рыночными условиями.

3. Продолжить работу по выпуску и переводу на государственный язык методологических и справочных материалов.

4. Развитие субъектов оценочной деятельности

4.1. Основные задачи развития субъектов оценочной деятельности

Основными задачами развития субъектов оценочной деятельности (оценочных организации и оценщиков) являются:

  • Обеспечение независимой и достоверной оценки имущества;
  • Повышение конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
  • Достижение признания иностранными инвесторами отчетов, выполненных отечественными оценочными организациями.

4.2. Направления и этапы развития субъектов оценочной деятельности

Для решения поставленных задач необходимо:

В 2009 - 2012 годах:

  •  Постоянно повышать квалификацию работающих в организации оценщиков путем обучения, участия в профессиональных конференциях, семинарах по обмену опытом в сфере оценочной деятельности;
  • Обеспечить эффективный внутренний контроль качества отчетов об оценке в оценочных организациях с целью недопущения ошибок как арифметического, так и методологического характера, а также с целью исключения возможности «заказных» оценок;
  • Развивать специализацию оценщиков по видам оцениваемого имущества и целям оценки;
  • Обеспечить контроль за неразглашением конфиденциальной и служебной информации заказчика, ставшей известной оценщикам при выполнении профессиональных услуг;
  • Оценочным организациям разработать и, при работе с заказчиками, придерживаться тарифов на проведение оценочных работ.

В 2013 - 2015 годах:

  •  Ввести в практику деятельности оценочных организаций создание собственных веб-сайтов и их регулярное поддержание. В каждом веб-сайте должна содержаться описательная информация о деятельности оценочной организации, её персональном составе, опыте работы, оказанном объеме услуг, а также отзывах клиентов.
  • Ввести в практику деятельности оценочных организаций направление своих оценщиков на получение сертификата, признаваемого на международном уровне, например сертификата RICS (Royal Institution of Chartered Surveyors).
  • Развивать оценочные организации в направлении укрупнения, как в части финансового состояния, так и в части профессионального кадрового состава.
  •  Оценочным организациям принимать активное участие в работе профессиональных общественных организаций.

5. Развитие источников информации оценочной деятельности

5.1. Основные задачи развития источников информации оценочной деятельности

Основными задачами развития источников информации оценочной деятельности являются:

  •  Обеспечение оценщиков общедоступной информацией по объектам оценки;
  •  Достоверность и достаточность информации,  не требующей подтверждений, по объектам оценки;
  • Создание механизма качественного и оперативного сбора, обработки, хранения и выдачи информации.

5.2. Направления и этапы развития источников информации оценочной деятельности

Для решения поставленных задач необходимо:

В 2009 - 2012 годах:

  • На нормативном уровне ввести понятия достоверности и достаточности информации, определяющие их критерии, а также определить четкие требования по объему и качеству используемой для проведения оценки информации;
  •  Разработать и внедрить информационную базу данных объектов оценки, функционирующую в полуавтоматическом режиме;

В 2013 - 2015 годах:

  •  Создать единую целостную систему баз данных, необходимых для проведения оценки, основанную на современных информационных технологиях.
  • Создать публичный электронный реестр объектов недвижимости.
  •  Создать публичный электронный реестр сделок по различным видам имущества.
  • Создать публичный реестр заложенного имущества.
  • Разработать и внедрить Национальную информационную систему оценочной деятельности с возможностью свободного доступа в режиме он-лайн всем оценочным организациям и другим заинтересованным сторонам.

6. Развитие лицензирующего органа оценочной деятельности

6.1. Основные задачи развития лицензирующего органа оценочной деятельности

Основными задачами развития лицензирующего органа оценочной деятельности (в рамках, возложенных на него государством полномочий) являются:

  • Разработка новых и внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты в области оценочной деятельности;
  • Разработка и совершенствование национальных стандартов в области оценки;
  • Координация работ по составлению и усовершенствованию нормативно- методологических документов по оценке имущества;
  • Лицензирование оценочной деятельности;
  • Сертификация оценщиков;
  • Осуществление контроля за исполнением законодательства в области оценочной деятельности;
  •   Изучение экспертных заключений по достоверности отчетов об оценке;
  • Участие в работе экспертной комиссии, созданной решением правительства, по рассмотрению материалов оценки, поступивших по запросам судебных органов.

6.2. Направления и этапы развития лицензирующего органа оценочной деятельности

Для решения поставленных задач необходимо:

В 2009 - 2012 годах:

1. Автоматизировать работу лицензирующего органа путем внедрения специализированных компьютерных баз данных и обучению персонала работе с ними. Для этого разработать и внедрить компьютерные программы:

  • по формированию и ведению баз данных по оценочным организациям;
  • по формированию и ведению баз данных по оценщикам;
  • по организации электронного документооборота между лицензирующим органом и оценочными организациями по предоставлению отчетности с использованием средств электронной цифровой подписи.

В 2013 - 2015 годах:

  • Осуществить постепенную передачу части не свойственных лицензирующему органу функций инфраструктуре оценочной деятельности по мере ее развития и степени готовности.

7. Развитие подготовки и повышения квалификации оценщиков в учебных заведениях

7.1. Основные задачи развития подготовкии повышения квалификации оценщиков в учебных заведениях

Основными задачами развития подготовки и повышения квалификации оценщиков в учебных заведениях являются:

  • Качественное обучение будущих специалистов-оценщиков;
  • Эффективное повышение квалификации оценщиков;
  • Подготовка квалифицированных преподавателей по оценочным дисциплинам;
  • Разработка и внедрение эффективных программ обучения;
  •  Внедрение современных методов обучения;
  • Организация и проведение научно-исследовательских работ в области оценки.

7.2. Направления и этапы развития подготовки повышения квалификации оценщиков в учебных заведениях

Для решения поставленных задач необходимо:

В 2009 - 2012 годах:

  • Ввести на уровне бакалавриата дисциплину «Оценка имущества» для специальностей экономического, технического и юридического направлений;
  • Ввести на уровне магистратуры дисциплину оценки имущества как профилирующей специальности с детальным изучением каждого направления оценки;
  • Открыть кафедры по оценке имущества при высших учебных заведениях;
  • Определить четкие требования по объему и содержанию процесса обучения по каждому из направлений оценки;
  • Ввести в учебные программы практические занятия по оценке реально существующих объектов оценки;
  • В части повышения квалификации преподавательского состава высших учебных заведений и учебных центров необходимо подготовить нормативный документ, регламентирующий требования к преподавателям учебных дисциплин по оценке имущества и порядок повышения их квалификации;
  • Разработать и издать учебную, научную и методическую литературу на государственном и русском языках, а также осуществить перевод зарубежной литературы по оценке имущества.

В 2013 - 2015 годах:

  • Организовать работу по проведению прикладных научных исследований  в области оценки, для чего включить научные исследования по оценочной деятельности в перечень приоритетных направлений развития науки в Республике Узбекистан;
  • Организовать учебные библиотеки (в том числе электронные) при учебных заведениях и учебных центрах по оценочной деятельности;
  • Установить контакты с зарубежными учебными заведениями и учебными центрами в целях овладения передовым опытом по подготовке и повышению квалификации оценщиков.
8. Развитие профессиональных общественных организаций

8.1. Основные задачи развитияпрофессиональных общественных организаций

Основными задачами развития профессиональных общественных организаций являются:

  • Защита интересов оценочных организаций и оценщиков;
  • Представление оценочного сообщества республики во взаимоотношениях с органами государственной власти и управления, другими отечественными и международными организациями;
  •  Выработка предложений по совершенствованию законодательства об оценочной деятельности;
  •  Разработка и внедрение методологического обеспечения оценочной деятельности;
  • Распространение среди оценочного сообщества передового зарубежного опыта в оценке имущества;
  • Поднятие социальной значимости и престижности профессии оценщика в республике.

8.2. Направления и этапы развития профессиональных общественных организаций

Для решения поставленных задач необходимо:

В 2009 - 2012 годах:

  • Создать Ассоциацию оценочных организаций с целью предоставления субъектам оценочной деятельности права выбора быть членом той организации, которая бы максимально отвечала их требованиям и интересам;
  • Активизировать работу в части международных общественных связей с общественными профессиональными организациями различных стран с целью обмена опытом и способствования развития методологической базы оценочной деятельности;
  • Совместно с высшими учебными заведениями и учебными центрами республики организовать работу по подготовке соответствующих программ обучения, участия в учебном процессе, работе экзаменационных комиссий;
  •  Ввести в практику проведение на регулярной основе тренингов, семинаров, мастер-классов по практическим вопросам оценочной деятельности с охватом всех регионов республики;
  • Внедрить в практику разработку планов работ профессиональных общественных организаций с привлечением широкого круга субъектов оценочной деятельности с условием освещения хода его исполнения в  средствах массовой информации, в том числе на общедоступном интернет-сайте;
  • Разработать и внедрить в практику механизм регулярных рейтинговых оценок оценочных организаций республики с освещением их в средствах массовой информации;
  • Создать службу доверия, которая разъясняла бы заказчикам оценки их права и обязанности в сфере оценочной деятельности;
  • Проводить регулярные встречи с представителями банков, аудиторами, бухгалтерами и другими пользователями и заказчиками оценки с целью обсуждения конкретных вопросов по оценке.

В 2013 - 2015 годах:

  • В целях повышения международного авторитета оценочных организаций республики вступить и в дальнейшем принимать активное участие в таких международных оценочных организациях, как Европейская группа оценочных ассоциаций (TEGoVA), Международный комитет по стандартам оценки (IVSC) и др.;
  • Организовать на регулярной основе подготовку и сдачу экзаменов оценщиков республики на получение международного сертификата Королевского института дипломированных оценщиков (RICS);

Разработать и внедрить механизм эффективного взаимодействия между государством и субъектами оценочной деятельности.

9. Развитие заказчиков и пользователей оценки

9.1. Основные задачи развития заказчиков и пользователей оценки

Основными задачами развития заказчиков и пользователей оценки являются:

  •  Получение достоверного результата оценки своего имущества;
  • Получение достоверных данных по результатам оценки имущества третьих лиц для использования в своей работе.

9.2. Направления и этапы развития заказчиков и пользователей оценки

Для решения поставленных задач необходимо:

В 2009 - 2015 годах:

  • Заказчикам и пользователям результатов оценки обращать внимание на информацию, касающуюся нарушений законодательства об оценочной деятельности и примененных в связи с этим санкций к нарушителям. Информацию можно найти на официальном интернет-сайте Госкомимущества, а также в периодических изданиях;
  • По вопросам разъяснения законодательства об оценочной деятельности, в частности о правах, обязанностях и ответственности заказчиков оценки, обращаться в профессиональные общественные организации оценщиков.

V. Развитие системы оценочной деятельности в целом

1.1. Сведение целей развития каждого элемента в единую цель развития системы оценочной деятельности

1.1. Основные задачи

Основной задачей при сведении целей развития каждого элемента системы в единую цель развития системы оценочной деятельности является

развитие каждого элемента системы в направлении развития системы оценочной деятельности в целом.

1.2. Направления и этапы развития

Для решения поставленной задачи необходимо:

В 2009 - 2015 годах:

  • Установить цели каждого элемента системы, исходя из общей цели системы оценочной деятельности;
  • Обеспечить координацию работ между элементами системы по выработке целей каждого элемента.

2. Развитие связей между элементамивнутри системы оценочной деятельности

2.1. Основные задачи

Основной задачей развития связей между элементами внутри системы оценочной деятельности является развитие каждого элемента системы с учетом развития других элементов системы оценочной деятельности.

2.2. Направления и этапы развития

Для решения поставленной задачи необходимо:

В 2009 - 2012 годах:

  • Установить эффективные связи элементов системы с лицензирующим органом;
  • Установить эффективные связи элементов системы с профессиональными общественными организациями;
  • Установить эффективные связи между профессиональными общественными организациями и лицензирующим органом.

В 2013 - 2015 годах:

  • Установить эффективные взаимные связи между всеми элементами системы оценочной деятельности.

3. Развитие связей между системой оценочной деятельности и смежными сферами

3.1. Основные задачи

Основной задачей развития связей между системой оценочной деятельности и смежными сферами (бухгалтерский учет, аудит, финансовая отчетность, кадастровая деятельность, банковская деятельность, страхование и другие) является развитие системы оценочной деятельности с учетом развития смежных областей.

 

3.2. Направления и этапы развития

Для решения поставленной задачи необходимо:

В 2009 - 2012 годах:

  •  Установить эффективные связи с бухгалтерским учетом и аудитом;
  • Установить эффективные связи с финансовой отчетностью;
  • Установить эффективные связи с кадастровой деятельностью.

В 2013 - 2015 годах:

  •  Установить эффективные связи с банковской деятельностью;
  •  Установить эффективные связи со страхованием;
  • Установить эффективные связи с другими видами деятельности.

4. Управляемость системы оценочной деятельности

4.1. Основные задачи

  • Основными задачами развития управляемости системы оценочной деятельности являются:
  • Определение результатов работы системы оценочной деятельности в республике в целом;
  • Организация управления системой оценочной деятельности по складывающейся ситуации;
  • Организация контроля за результатами на основе сравнения фактических и требуемых результатов работы системы оценочной деятельности;
  • Совершенствование структуры системы оценочной деятельности;
  • Определение границ распространения оценочной деятельности.

4.2. Направления и этапы развития

Для решения поставленных задач необходимо:

В 2009 - 2012 годах:

  • Создать постоянно действующий Национальный совет по оценочной деятельности, который бы выполнял функции механизма обратной связи, то есть анализировал имеющиеся проблемы в оценочной деятельности и давал рекомендации элементам системы по их устранению. В состав данного Совета могли бы войти представители заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций оценочных организаций, банков, аудиторских компаний, учебных заведений, пользователей результатов оценки, представители регионов республики.

В 2013 - 2015 годах:

  • Возложить на Национальный совет по оценочной деятельности функции по координации и регулированию работы всех элементов системы оценочной деятельности в направлении достижения общей цели.

5. Развитие системы оценочной деятельностив регионах республики

5.1. Основные задачи

Основной задачей развития системы оценочной деятельности в регионах республики является обеспечение равномерного и стабильно высокого уровня развития оценочной деятельности во всех регионах республики.

5.2. Направления и этапы развития

Для решения поставленной задачи необходимо:

В 2009 - 2012 годах:

  • Профессиональным общественным организациям организовать открытие филиалов во всех регионах республики;
  • Профессиональным общественным организациям разработать детализированные дифференцированные планы работы с различными регионами республики исходя из неравномерности развития в них оценочной деятельности;
  • Национальному совету по оценочной деятельности внедрить механизм эффективного взаимодействия с регионами республики по проблемным вопросам их развития.

В 2013 - 2015 годах:

  • Регулярно заслушивать на заседании Национального совета по оценочной деятельности отчеты профессиональных общественных организаций по выполнению планов работ по поднятию уровня оценочной деятельности в регионах.

Заключение

В целях дальнейшего стабильного и планомерного развития оценочной деятельности изложены основные направления ее развития, разработанные на основе проведенного всестороннего анализа существующей ситуации в данной сфере для определения наиболее важных проблем. Анализ проводился с применением технологии системного анализа и инструментария SWOT-анализа.

В ходе исследований были обозначены и охарактеризованы основополагающие элементы системы оценочной деятельности. Детальный анализ деятельности каждого элемента в отдельности выявил как сильные, так и слабые стороны каждого из них.  Анализ элементов проводился с точки зрения их позиционирования в системе, выполняемых ими функций, характеристик  внутренней структуры, в частности компонентов ее составляющих, и связей между ними, а также связей каждого элемента с остальными элементами системы.

Выявлены и структурированы проблемы как для каждого элемента, так и для системы оценочной деятельности в целом, установлены причины появления проблем и предложены возможные пути их решения.

Предложен подход к управлению системой оценочной деятельности в целом на основе принципов управления по результатам.

Разработанный документ направлен на развитие законодательной базы оценочной деятельности, создание общего методологического пространства,  подготовку специалистов в сфере оценочной деятельности, создание национальной информационной системы оценочной деятельности, повышение эффективности работы лицензирующего органа, развитие профессиональных общественных организаций, повышение грамотности пользователей оценки.

Реализация предлагаемых в данном документе мер будет способствовать выполнению поставленной Президентом Республики Узбекистан  приоритетной задачи дальнейшего ускорения развития сферы услуг и малого бизнеса как важнейшего фактора обеспечения занятости, повышения качества жизни населения республики.

 
mls
logo_wwwgovuz

Курсы валют


© Copyright 2008 - 2017 Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции - Управление лицензирования оценочной, биржевой и риэлторской деятельности
При перепечатке и использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"